"Сталкер", "Солярис", Андрей Тарковский, Кинокритик Ганова Людмила | Современная литература 21 века



«Сталкер» Андрея Тарковского.

Андрей Тарковский - гениальный режиссёр. Но советская эпоха и Тарковский оказались несовместимы по своей идеологии.
Советская идеология состояла из нескольких лозунгов, которым даже не захотела соответствовать. Таким образом, она уничтожила саму себя. В фильме "Сталкер" Тарковский поставил важнейшие вопросы существования общества, как системы, под видом существования "Зоны". Фильм создан по книге "Пикник на обочине", сценарий написан братьями Стругацкими. Любое общество, в котором мы живём,- это "Зона", и она действует по тем законам, которые в ней существуют на самом деле. А не провозглашены его официальной идеологией. Это совсем не те законы, которые написаны, а другие, настоящие. Любой самостоятельный шаг в зоне может оказаться смертельным. В фильме Сталкер ведёт в зону на этот раз светского модного писателя и физика профессора. Они хотят понять законы, действующие в обществе и то, чем зона является. По предположению Стругацких, "Зона" это фантастическое образование, которое возникло или из-за падения метеорита, или было принесено каким-то образом из космических бездн вселенной. . .

Так мыслители Стругацкие поставили несколько важнейших вопросов существования общества. Советская идеология очень ревниво относилась к вопросу существования собственного общественного строя, и уничтожала всякое инакомыслие. Советский строй его идеологам представлялся вечной незыблемой категорией. Фильм Тарковского великолепен ! Теперь мы можем поставленные Тарковским вопросы адресовать уже к новому нашему обществу. Выдержит ли оно их?

Капиталистическая Россия существует тоже из нескольких штампов, которые кажутся её идеологам незыблемыми и вечными. И никакие вопросы, самые насущные её действительной жизни, никто не пытается решать. Так, что, по-видимому, исполнение желаний каждого, кто оказался в зоне в определённой комнате, очень проблематично. Фильм Тарковского будоражит вашу мысль, он потрясающе современен. Даёт возможность подумать вам над теми проблемами, которых вы обычно избегаете в вашей жизни. И какие общество - "Зона" будет всё же пытаться решать по мере своего существования, развития, если ему удастся выжить. Что тоже весьма проблематично. . . . Мы уже почти всё уничтожили вокруг нас. . . . . А 90% россиян живут за чертой бедности. Среднего класса в России нет. Не считать же средним классом российский бюрократический аппарат. Зона это ведь и сумасшедшая Советская страна, в которой так легко можно было тоже погибнуть. . .


«Солярис» Андрея Тарковского
Есть фильмы, которые отвечают самой сути художника, его создавшего. Таким я считаю “Солярис” Андрея Тарковского. Он гениален. Поэтому и современен. Мыслителей уровня Тарковского, таких режиссёров очень мало. Мы редко задумываемся над тем, что мы небольшая частичка космоса. И отмахиваемся от мысли о том, что вселенная бесконечна. Эта мысль может свести с ума. Тарковский попытался над этим размышлять. Фильм создан по роману Станислава Лема. Пилот-психолог должен лететь на космическую станцию "Солярис".
Соляристика зашла в тупик. Учёные не могут решить, имеет смысл работать над этим проектом дальше или нет. Выдвигалось предположение, что океан Солярис способен мыслить. И предполагалось войти с ним в контакт.
Но до сих пор сделать этого не удалось. Психолог Крис должен решить, посетив станцию, закрывать её или нет.
За плечами осталось прощание с родным домом, с отцом. Это может его последнее прощание с землёй. Разговор с Бертоном, который был потрясён увиденным на Солярисе, всё же заставил его задуматься. И сама земля, ускоряющаяся на своих автострадах, скорость её цивилизации? И вот Крис на Солярисе. На этой огромной станции, расчитанной на 85 человек, осталось только два человека Снаут и Сарториус. Его друг Гиборян покончил жизнь самоубийством.
А Снаут предложил ему встретиться ещё через час, чтобы он понял, что происходит на этой станции. Происходят на ней действительно такие вещи, которые трудно себе представить на земле. Ночью Крис видит, что в кресле его комнаты сидит его погибшая жена Хари. Несмотря на то, что он подпёр дверь изнутри двумя сундуками. А утром Снаут говорит о том, что на станции появляются люди, которых они называют “гостями”. Гиборян в своём видеопослании к Крису говорит, что на станции происходит что-то связанное с совестью. Крис отправляет космическую Хари на ракете, но ночью Хари №2 снова появляется в его комнате. И Крис начинает понимать, что эту женщину, создал океан, и он начинает любить её так же, как свою бывшую жену Хари. Эта женщина делается ему очень дорога.
Оказывается, что она бессмертна, потому что она состоит из частиц нейтрино. Но она может существовать только на станции. В фильме очень важная научная полемика о взаимоотношении человека и природы. Имеет ли право человек завоёвывать всю вселенную?
Как ему строить свои взаимоотношения с Солярисом? Имеет ли право он облучать его жёстким рентгеновским излучением, то есть убивать его! Наконец, как и каким образом должны проводиться научные опыты. Для биолога Сарториуса здесь никаких вопросов нет. Хари для него просто исследуемый материал, и он строит прибор для аннигиляции таких как Хари.
Снаут никак не может привыкнуть к “воскрешениям” своих гостей. А между тем мы видим очень красивую новую любовь Хари и Криса. Хотя Хари и понимает, что она не совсем та Хари, которая убила себя уколом в руку на земле.
Моменты в фильме, когда Хари и Крис сидят в библиотеке, думаю, самые важные в фильме и в жизни героев. Это может быть то, зачем мы живём и родились, чтобы любить и быть вместе с теми , кого мы любим.
Крис даже думает, чтобы остаться на станции навсегда. Роль Хари одна из самых красивых ролей в мировом кино. Думаю, никто не сыграл так любовь, как она. И не почувствовал её так, как она. Но она просит Сарториуса и Снаута , когда Крис заболел , аннигилировать её. Сарториус , по моему мнению, настоящий садист. Снаут тот хотя бы чувствует себя неуверенно, когда отдаёт её короткое письмо Крису. Теперь Крису придётся решить в его жизни главный вопрос: остаться ли на Солярисе, чтобы продолжить изучение Соляриса, ждать ли нового появления Хари, хотя “гости” перестали появляться на Солярисе, или возвратиться на Землю. На отправленную энцефалограмму мозга Криса океан стал отвечать созданием островов.
В океане появился родной дом Криса вместе с его отцом. Океан предлагает там жить ему? И зрителю самому придётся решать вопрос о наличии или отсутствия контакта с цивилизацией Солярис.
По-моему, контакт был, разве не Солярис послал ему любимую, которая снова сделалась ему так нужна, и которую он так сильно полюбил? Это, конечно, не тот контакт, о котором иронично мечтает Снаут: ”Открыть придонные люки, и что нибудь проорать ему". Разве мы ещё сами не безнадёжно далеки от контакта с другими цивилизациями и возможности начать понимать их ?
P.S. Многие художественные открытия, которые сделал Андрей Тарковский в своём Солярисе, были потом самым хищным образом использованы проходными режиссёрами в своих фильмах-штампах.
Например, разводка автострад и бег машин по ней. Семья у костра, и многое и многое другое. . .
Но Солярис тем не менее от этого не пострадал. . .
Те глобальные вопросы жизни человечества, который поставил Тарковскмй в своём фильме, настойчиво требуют и нашего современного решения. . . Тарковский был величайший мыслитель-философ. . .